Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/classes/templates.class.php on line 61 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/classes/templates.class.php on line 65 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/modules/show.full.php on line 336 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/classes/templates.class.php on line 53 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/classes/templates.class.php on line 57 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/classes/templates.class.php on line 79 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/classes/templates.class.php on line 167 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/classes/templates.class.php on line 171 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/index.php on line 295 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/modules/sblocks/sblocks.class.php on line 714 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/modules/sblocks/sblocks.class.php on line 714 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/modules/sblocks/sblocks.class.php on line 714 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/stbelby/mirtv.biz/engine/modules/sblocks/sblocks.class.php on line 714 Рецензия на фильм: Девушка по вызову
12-12-2009

Рецензия на фильм: Девушка по вызовуСтивен Содерберг - режиссер довольно разноплановый. Его всеядность распространяется как на мэйнстрим, так и на арт-хаус. Содербергу интересно все и вся. «Девушка по вызову» продолжает список картин американца, по которым матерые критики будут определять творческое развитие режиссера как независимого автора.

Кристина, для клиентов Челси, вполне успешная бизнесвумен, зарабатывающая на существование посредством самой древней на земле профессии. На дворе конец 2008 года, финансовый кризис крепчает, словно лютый мороз, а президентская гонка - Маккейн vs Обама - в самом разгаре.

Кристина (ее играет Саша Грей, известная некоторым как Пиковый туз в фильмах садо-мазо тематики) - экскортгерл со стажем. Она точно знает, какие наряды одевать на встречи и о чем беседовать с клиентами до и после секса. Девушка ведет дневник, мечтает о настоящей любви и пытается укрепиться на рынке эскорт-услуг, заказывая статью о себе блогеру, и параллельно рассказывая одному журналисту о трудной жизни проститутки. Бойфренд Кристины работает фитнес-инструктором, и деньги для него гораздо важнее всего остального.

Содерберг давно уже изучил Голливуд, освоился и теперь играет по своим правилам. Стоило ему недавно заговорить о трудной борьбе за социализм на первых стадиях его развития в отдельно взятых странах (четырехчасовой «Че»), как буквально следом режиссера потянуло на рассказ о загнивании капитализма. Нет-нет, Содерберга вряд ли интересует противостояние двух систем. Скорее всего, ему просто интересно со стороны наблюдать за развитием одного процесса и затуханием второго.

«Девушка по вызову» - словно выборочная экранизация марксовского «Капитала». Кристина, ее бой-френд, клиенты и критики вращаются в одной центрифуге под названием «общество потребления». Мелкие экономические единицы, занятые лишь накоплением и наращиванием капитала, мечутся, словно частички в броуновском движении.

А на дворе свирепствует кризис, с растущим аппетитом пожирая вчерашних хозяев жизни. У Содерберга в кадре постоянно находится кто-то, говорящий о вкладах, рецессии, процентах и потерянных деньгах. В таких условиях многим вообще становится не до секса (а кому-то недалеко и до импотенции), но Кристина не унывает, продолжая упорно работать. Впрочем, помимо проституции она ничего и не умеет. А перестраиваться на ходу в резко изменившемся мире ей не по зубам.

В контекст рушащегося капитализма и невозможности простых человеческих отношений Содерберг помещает себя как творческую единицу. Его Кристина/Челси, словно две режиссерские ипостаси. Но если когда-то поляк Кеслевский в исступлении разрывал на экране свою душу на две равные части, Содерберг делает то же самое чисто механически, без лишнего надрыва. Ему наплевать на мнения критиков, клеймящих его за претенциозность. Режиссера не волнует и тот факт, что, по мнению многих, некогда талантливый независимый автор продался Голливуду. Содерберг просто разглядывает, словно сторонний наблюдатель. Рассмотрение без выводов и резюме.

Чтобы достать деньги в голливудской системе, режиссеру порой надо вести себя словно шлюхе (сюжетная линия с Кристиной и богатыми клиентами), выслушивая тонны ненужной информации и испытывая контроль над всеми своими действиями. Чтобы понравиться критикам, надо снимать по их прихотям и желаниям, хотя, по меткому высказыванию Годара, в таком случае кино умерло бы через три дня (кстати, Саша Грей из нетематического кинематографа предпочитает именно творчество француза). Иначе не избежать тебе разгромных рецензий (линия с участием реального кинокритика Гленна Кенни) и обвинений в холодности. Режиссер равнодушен и к такому повороту событий (не то, что индус Шьямалан, изощренно наказавший критика в своей «Девушке из воды»). Взяв на главную роль порнозвезду Сашу Грей, Содерберг не пытается лепить из нее актрису, как это делал Фатих Акин с Сибель Кекилли в «Головой о стену». Не помышляет режиссер и о своеобразной исповеди за неправильный образ жизни, как Мэри Харрон в «Непристойной Бэтти Пейдж». Американец проводит лишь эксперимент, помещая персонажей из реальной жизни (ту же Грей, Кенни, а также обозревателя «New York Magazine» Марка Якобсона) в некую условную реальность, на самом деле ничем не отличающуюся от действительности.

Конечно, это не документалистика, а вполне игровое кино, правда, снятое и смонтированное довольно небрежно (в чем заслуга исключительно режиссера). Прикинувшись картиной о жизни обычной проститутки (эдакая «Красотка» из мира арт-хауса), «Девушка по вызову» на самом деле оказывается диагнозом не только голливудской системе в частности, но и всему американскому образу жизни в целом. В этом, пожалуй, заключается главная режиссерская фишка картины.

Пробравшись внутрь системы, Содерберг, словно жук-короед, подтачивает ее изнутри. Но если кто-то подумает, что это банальное сведение каких-то счетов или хорошо спланированная диверсия, то он ошибается. Режиссеру абсолютно чуждо партизанское геройство его экранного Че Гевары и чувство вины Челси за прожигание жизни. Хоть Содерберг по сути из того же теста, что и оба его персонажа. Американцу на данном этапе развития творческой карьеры интересно лишь наблюдение. Все остальное пока приносится в жертву. А кто попадет под пристальный взор - латиноамериканский революционер, элитная шлюха или сам режиссер - неважно. Никто не знает, куда выведет кривая дорожка киноэкспериментов его (прозвавшего самого себя мэйнстримовским парнем) дальше. Но именно всем своим творчеством Содерберг лишний раз доказывает, что он куда свободнее в средствах самовыражения, чем многие из его коллег по цеху.