12-12-2009

Рецензия на фильм: 500 дней летаМы живем с твердой и непоколебимой верой в то, что все будет хорошо. Мы мечтаем о любви с первого взгляда, мечтаем об интересной высокооплачиваемой работе, об отпуске в экзотических странах, о шикарной машине, которая нам явно не по карману. В конце концов, мы мечтаем о «мечтах» и не замечаем, как все в этой жизни проходит мимо... Традиционные голливудские мелодрамы и ромкомы твердят нам, что все и правда будет хорошо и тем самым способствуют «ничегонеделанию» и опять же пустому мечтанию. Правда же бывает иная - ты можешь быть чертовски талантливым парнем, где-то там, в глубине души, но прозябать на совершенно не подходящей тебе работе. Ты можешь быть влюблен по уши, но девушка твоей мечты будет упорно называть тебя всего лишь другом. Ты можешь быть самым добрым, умным, чутким, практически самим совершенством и при этом - самым несчастным человеком на свете. Добро пожаловать в реальную жизнь, в жизнь, в которой ты - всего лишь пешка, пылинка, практически ничто. В жизнь, которую ты можешь изменить в любой момент, нужно просто приложить хоть какие-то усилия. В жизнь, в которой возможно все.

«(500) Days of Summer», как гласит официальный слоган, «не любовная история, это история о любви». И не только. Это история про несбывшиеся ожидания и мечты, про свободу выбора и про отсутствие судьбы как таковой. История о том, что в море полным-полно другой рыбы. О том, что всегда нужно говорить то, что чувствуешь в данный момент и не загадывать на будущее, которое может никогда не наступить. В конце концов, это кино о том, что случайности становятся неслучайными и значимыми, только если мы того сами пожелаем. Судьбы нет.

Герой сей истории Том, роль которого досталась отличному молодому актеру Джозефу Гордону-Левитту, всегда считал иначе. Из него мог выйти вполне неплохой архитектор, но вместо этого он работает в небольшой компании, выпускающей поздравительные открытки - он придумывает те самые надписи, из-за которых мы выбираем ту или иную, когда не можем выразить что-то своими словами. Повстречав девушку своей мечты и узнав, что им нравится одна и та же группа, он решил, будто это знак, будто она - его потенциальная будущая жена, и что это та единственная любовь до гроба. Скажем сразу - он ошибся, и это не спойлер. Причем он ошибся во всем - в своей слепой вере в судьбу, в вечном ожидании, в страхе сделать признание. Саммер Финн - та самая единственная и неповторимая, светлый образ которой подарил ему помутнение сознания и 500 дней счастья и мучений, - оказалась бы этаким идеалом для мужчин, жаждущих легких отношений без обязательств. К сожалению, наш герой был другим. Однако эта милая девушка с улыбкой Зои Дешанель только с виду была столь легкой и веселой. На самом деле она тоже искала любовь, просто кроме романтики ей нужно было кое-что еще. Уверенность.

Главное достоинство ленты в том, как умело и точно ей удается преодолеть полосу препятствий из самых шаблоннейших ситуаций, которые то и дело встречаются в ромкомах и мелодрамах. Что мы имеем в начале фильма - милый мальчик, который влюбляется в девочку с характером и своими странными убеждениями и пытается завоевать ее сердце. Вспомним хотя бы «10 причин моей ненависти» с участием того же Гордона-Левитта. Но тут-то и ожидает нас неожиданность - это вовсе не укрощение строптивой и целью героя на этот раз не является банальное желание затащить барышню в постель, он жаждет настоящих длительных отношений. А она - нет. Вот в чем проблема. Возможно, поэтому данная лента сможет найти своего зрителя и среди мужской аудитории, которая обычно относится к фильмам такого жанра с легким пренебрежением.

Кроме достаточно небанальной истории здесь нам предлагается также весьма оригинальная манера подачи материала, когда действие разбивается на отдельные дни, самые яркие, запоминающиеся, поворотные, и дается вперемешку. Такое нелинейное повествование добавляет динамики происходящему, потому как не очень весело наблюдать полфильма сперва за встречами-поцелуями, а затем за страданиями-ссорами-депрессиями. А так счастливые минуты разбавлены нотками грусти, и в итоге мы получаем нечто сбалансированное, трогательное и веселое одновременно.

Одним из главных достоинств ленты наряду с отлично проведенным кастингом и найденным компромиссом между формой и содержанием стоит назвать саундтрек, состоящий из огромного количества самых разнообразных мелодий от отличных музыкальных команд: The Smiths (на почве любви к творчеству которых и сошлись наши герои). Wolfmother, Feist, Hall & Oates и др.

Лента наполнена массой кинематографических аллюзий (чего стоит сцена игры в шахматы с маленьким ангелом, точь-в-точь копирующая игру со Смертью из «Седьмой печати» Бергмана), приправлена отличным юмором и запоминающимися эпизодами.

Российские прокатчики в очередной раз перевели название фильма наихудшим образом, убив на корню основную идею заголовка. Жалко, конечно, что игра слов «лето» и имени девушки - и то и другое по-английски звучит как Summer - было потеряно, но мы к подобным «подаркам» уже привыкли. И пускай проект не столь разрекламирован, и не был у всех на слуху, это не помешает ему стать одним из лучших фильмов ушедшей осени. Потому что он настоящий. Потому что эта простая история о том, как «мальчик встретил девочку» трогает, несмотря на то, что вроде бы не давит на жалость, скорее наоборот, вселяет надежду и является своеобразным катализатором к действию.

Прощай, Лето. Здравствуй. Осень! Ведь в море полным-полно другой рыбы...